Жили - были в России производители ДТз зимнего дизельного топлива. Товар специфический, нужен только в холодный период. Можно получить каталитической депарафинизацией или путем разбавления ДТл дизельного топлива летнего за счет добавления присадки - керосина. Керосин, хоть и подакцизный товар, акцизом не облагается в силу подпункту 17 пункта 1 статьи 183 НК РФ.
И все бы было хорошо, если бы в 2020 году не изменилась позиция Минфина, в части трактовки п. 3 ст. 182 НК.
Смесь — это подакцизный товар, если ставка на нее выше ставки хотя бы на один из нескольких подакцизных компонентов.
Суть проста, было 100 тонн летней солярки ДТл добавили 25 тонн керосина, получили 125 тонн ДТз. А кто заплатит за акциз с 25 тонн ДТз?
И с 2020 года Налоговый орган начал пристально следить за оборотом летнего дизельного топлива и керосина особенно по складам хранения и НПЗ. Причем выставляя недоимки по акцизам аж с 2017 года.
Вот с такой проблемой к нам обратился небольшой НПЗ, которому выставили счет по недобору акцизных сборов на 3, 5 миллиарда рублей начиная с 2017 года.
Самое интересное в этой ситуации, Налоговым органом предварительно была произведена экспертиза, в которой два уважаемых эксперта с учеными степенями из Института нефти и газа доказывали, что не возможно произвести зимнее дизельное топливо на установке депарафинизации ... без названия. Ни номера установки, ни паспорта, ни названия не представлено. Выезд на осмотр не осуществлялся. Зато выводы сделаны потрясающие и однозначные – произвести не возможно!
Налоговый орган соответственно, имея на руках все данные о движении нефтепродуктов на предприятии, доначислил акциз, считая что зимнее топливо которое было получено на производстве, произведено путем смешения керосина и летнего дизельного топлива.
Чтобы доказать обратное, было принято решение провести Экспертизу!
Но как провести экспертизу так, чтоб налоговый орган ее принял, да еще и смог ею руководствоваться в принятии решения. Ведь обычная экспертиза по договору в данном случае будет иметь малый вес. Для этого был привлечен нотариус и кандидат технических наук Института нефти и газа.
В назначенный день, установка УДУС-150 была включена, запротоколированы параметры до запуска, произведен запуск, записаны параметры после запуска. Отобраны образцы исходного сырья и полученных смесей во время работы. Далее, образцы металла со змеевиков и смеси отправлены в различные лаборатории для подтверждения качества сырья и теплового воздействия на углеводороды.
В результате работы Экспертов было получено Заключение на 300 страниц с подтверждением того, что установка способна производить из летнего дизельного топлива зимнее, путем каталитической депарафинизации, а арктическое топливо представляет собой смесь керосина и летнего очищенного дизельного топлива в соотношении 9 к 1, и под акциз не попадает!
Налоговый орган, скрепя сердцем, принял данную Экспертизу к рассмотрению и про недосбор акцизов в 3,5 млрд. рублей пока молчит.