Устойчивость к ветровым нагрузкам, один из параметров обеспечивающий нормальную работу конструкции. Ветровая нагрузка - давление воздушного потока на единицу площади конструкции.
Стойкость к ветровой нагрузке - способность противостоять определенной ветровой нагрузке.
Эксплуатационная характеристика конструкции по ветровой устойчивости зависит от ветровой нагрузки и ветрового давления согласно районированию территории РФ по давлению ветра, по средней скорости ветра в зимний период.
Рассмотрим КАРТУ 2 РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДАВЛЕНИЮ ВЕТРА приложения Е "Карты районирования территории Российской Федерации по климатическим характеристикам" к СП 20.13330.2016 "Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85" (далее - СП 20.13330.2016).
Присвоение номера ветрового района, производится на территории РФ по СНиП 2.01.07 «Нагрузки и воздействия». Страны ЕС используют нормы EN 112424. Сведем для сравнения требования указанных выше источников в табличную форму:
Устойчивость к ветровым нагрузкам - показатель, который учитывает климатические особенности региона.
При определении ветрового нагружения необходимо учитывать:
– объёмно-планировочные, архитектурные и конструктивные решения
проектируемых зданий, сооружений и комплексов;
– локальный рельеф местности природного и техногенного характера;
– влияние близкорасположенных зданий и сооружений (окружающую
застройку);
– влияние технологического оборудования и трубопроводов (пп. 8.1.7 СП 43.13330);
– метеорологическую информацию о районе строительства.
При определении расчётных направлений ветра следует помимо прочих рассмотреть направления ветра, параллельные главным осям здания/сооружения. При определении параметров «ветровой» комфортности пешеходных зон также необходимо учитывать существующие и планируемые зеленые насаждения, рекламные щиты и малые архитектурные формы.
При проектировании зданий, сооружений и комплексов необходимо определять:
Ветровые нагрузки на несущие конструкции:
– средняя и пульсационная (амплитуда или полуразмах) составляющие
суммарных расчётных ветровых нагрузок на несущие конструкции в осях здания или сооружения, либо в осях ветра (например, F – сила лобового X
сопротивления, F – сила поперёк потока ветра, векторная сумма нагрузки (Y F) R и крутящий момент относительно центральной оси здания (M) для расчётных Z направлений ветра;
– средняя (f), пульсационная (амплитуда или полуразмах, fdyn) составляющие погонной ветровой силы и коэффициент «пульсаций» (k puls = f puls /f) на перекрытия каждого этажа здания или сооружения для расчётных направлений ветра;
– средняя (P), пульсационная (амплитуда или полуразмах, Ppuls), составляющие ветрового давления и коэффициент «пульсаций» (k puls = Ppuls /P) на поверхностях покрытия здания или сооружения для расчётных направлений ветра;
– (при необходимости) значения аэродинамического коэффициента с на поверхностях здания или сооружения для расчётных направлений ветра;
– в случаях, когда здание, сооружение или его часть имеет конструктивную схему, для которой принципиально невозможно определение погонных ветровых нагрузок, следует определять среднюю ( P ), пульсационную (Ppuls) составляющие ветрового давления и коэффициент пульсаций на поверхностях исследуемого объекта;
– для башенных сооружений, мачт, труб, решетчатых конструкций следует определять среднюю (f), пульсационную (амплитуда или полуразмах,
f puls) составляющие погонной ветровой силы и коэффициент «пульсаций»
(k puls = f puls / f ) по длине сооружения.
Ветровые нагрузки на ограждающие (фасадные) конструкции:
– огибающие максимального и минимального значений давления на ограждающие (фасадные) конструкции для всех направлений ветра;
– огибающие вычисленных поэтажно максимальных и минимальных значений ветрового давления на ограждающие (фасадные) конструкции; картины верхней огибающей максимальных значений ветрового давления, нижней огибающей минимальных значений ветрового давления и соответствующих углов атаки ветра, при которых реализуются эти огибающие;
– средняя и пульсационная составляющие расчётных величин ветрового давления на ограждающие (фасадные) конструкции для наиболее опасных направлений ветра.
Ветровые воздействия в пешеходных зонах (оценка пешеходной комфортности):
Расчётные поля коэффициентов усиления скоростей (относительные скорости ветра в порывах) в пешеходной зоне (на высоте 1.5 м) и вычисленные уровни пешеходной комфортности (повторяемость скорости ветра в порывах) по нормативно регламентированным критериям.
Объёмная геометрическая модель здания, сооружения (комплекса) выполняется согласно исходным данным – архитектурным и конструктивным чертежам. При создании трёхмерной геометрической модели объекта детализация выбирается в соответствии с поставленной задачей:
– подробная детализация при создании геометрии здания / сооружения,
воспроизведение реальной формы фасадов (балконов, оконных проёмов, пожарных отсечек, козырьков и т.п.) необходима для адекватной оценки аэродинамических давлений, их локальных экстремумов и распределения по поверхности здания / сооружения;
– в случае определения только интегральных аэродинамических нагрузок;
на несущие конструкции допускается разумное упрощение геометрических форм здания/сооружения.
При моделировании реальной застройки рассматривается близлежащая территория радиусом достаточным для учёта аэродинамического влияния окружающей застройки (как правило, для крупных объектов от 1 до 3км). Окружающая застройка моделируется упрощённо согласно исходным данным – чертежам ситуационного плана. При построении геометрической модели застройки учитывается реальное расположение зданий/сооружений относительно целевого объекта, их высота и сечение в плане, а также локальный рельеф местности (перепады высот вблизи целевого объекта).
Объёмная геометрическая модель представляет собой объем воздуха в виде параллелепипеда или цилиндра, из которого «вычтены» объемы, занимаемые целевыми зданиями и сооружениями, окружающей застройки, локальными повышениями уровня рельефа местности.
По результатам аэродинамических расчетов в стационарной постановке определяются:
– ветровые нагрузки на несущие конструкции;
– ветровые нагрузки на ограждающие (фасадные) конструкции;
– ветровые воздействия в пешеходных зонах (оценка пешеходной комфортности);
- возможность возникновения галопирования, галопирования в спутной струе и дивергенции) зданий, сооружений и их отдельных конструктивных элементов;
- уровень комфортности посетителей, сотрудников и обслуживающего персонала при действии ветровой нагрузки.
В результате анализа полученных аэродинамических расчётов в стационарной постановке определяются наиболее опасные направления ветра с точки зрения реализации максимальных нагрузок на несущие и фасадные конструкции;
усилений скоростей ветра в пешеходных зонах, не удовлетворяющих критериям пешеходной комфортности;
ускорений перекрытий здания/сооружения больше 0.08 м/с2; а также возможности возникновения аэроупругих колебаний в результате ветрового воздействия.
Обратитесь за услугой по строительно-технической экспертизе для расчета ветровой нагрузки. Поможем определить нагрузку, соответствие конструкции (изделия) ветровому району, степень ветроустойчивости и поможем спрогнозировать степень энергоэффективности. Проведем исследование соответствующее всем действующим нормам и правилам.