На сегодняшний день деятельность независимых судебных экспертов регулируется Федеральным законом от 31.01.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
В ноябре 2023 года Комитетом Совета федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассматривался проект поправок, который был предложен еще 10 лет назад. Указанный проект разработан и инициирован Минюстом РФ с целью регулирования области негосударственной экспертизы по отдельным специальностям. Экспертное сообщество в разработке данного проекта участия не принимала. Значительная часть изменений касается именно независимой экспертизы.
Основные направления проекта, наиболее обсуждаемые экспертным сообществом:
- государственный контроль за деятельностью негосударственных судебно-экспертных организаций и судебных экспертов;
- обязательное лицензирование судебно-экспертной деятельности, осуществляемой негосударственными судебно-экспертными организациями и судебными экспертами;
- оценка квалификации негосударственных судебных экспертов не реже одного раза в пять лет экспертно-квалификационными комиссиями судебно-экспертных организаций.
Будет определен порядок организации и проведения аттестации/квалификационного экзамена в экспертно-квалификационных комиссиях, созданных Минюстом РФ.
Квалификационные требования к наличию и уровню судебно-экспертного образования, наличию квалификации судебного эксперта, в том числе к негосударственным судебным экспертам и индивидуальным предпринимателям:
- высшее образование судебно-экспертной направленности (профиля), среднее профессиональное образование судебно-экспертной направленности (профиля);
- или высшее образование и дополнительное профессиональное образование судебно-экспертной направленности (профиля), образовательные программы которых содержат компетенции, отнесенные к одной или нескольким экспертным специальностям.
Создается Государственный реестр судебных экспертов /организаций. Для включения организации или эксперта в этот реестр будет необходимо подать в Минюст России пакет документов, включающий:
- для экспертной организации: копия трудовой книжки или выписка из электронной трудовой книжки, в которой содержатся сведения о стаже работы в должности (должностях), трудовыми или служебными обязанностями по которой (которым) предусматривалось производство судебных экспертиз, и о работе в регистрируемой экспертной организации;
- для эксперта: копия трудовой книжки или выписка из электронной трудовой книжки, содержащая сведения о стаже (службы) работы регистрируемого эксперта в должности (должностях), служебными или трудовыми обязанностями по которой (которым) предусматривалось производство судебных экспертиз.
Порядок подготовки финансово-экономического расчета затрат на производство судебной экспертизы и (или) экспертного исследования, в том числе, и для негосударственных судебно-экспертных учреждений, будет утверждаться нормативным правовым актом государственного лицензирующего органа.
Научно-методическое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций и индивидуальных предпринимателей – судебных экспертов, подлежащей лицензированию, на договорной основе осуществляется головной судебно-экспертной организацией государственного лицензирующего органа.
В Правительство РФ был направлен проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 16 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Документ призван обеспечить гарантии получения оплаты экспертами за выполненные экспертизы.
Сейчас законодательством определено, что эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной при отказе стороны оплатить экспертизу до ее проведения.
Средства, подлежащие выплате экспертам, предварительно должны вноситься на счет суда, но отклонить ходатайство о назначении судебной экспертизы, если оплата не была внесена, суд не может. То есть эксперт обязан провести экспертизу, не имея никаких гарантий на получение оплаты.
Законопроект призван закрепить следующий правовой механизм:
что суд в случае заявления стороной дела ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу выносит определение о ее назначении после предварительного внесения стороной денежных средств на депозитный счет суда. В противном случае эксперт сможет отказаться от производства экспертизы.
По мнению экспертного сообщества, для целей реализации изменений необходимо создание специальной автономной некоммерческой организации – Федеральной палаты судебных экспертов.
Вступление в силу Законопроекта планируется на 01.09.2024, а в части соответствия квалификационным требованиям – на 01.09.2026.
Рекомендуется уже сейчас проверить ваше соответствие в качестве судебного эксперта данным изменениям.